«Психология искренности»

Арефния Светлана,

Психолог, семейный психотерапевт

в гештальд подходе, физиогномист,

Член Украинской и Белорусской

Ассоциаций психотерапевтов,

Автор книги «Путь к счастью,

или Собери счастье по кусочкам»

 

«ПСИХОЛОГИЯ ИСКРЕННОСТИ»

В психотерапии и психологии есть ответвления, для которых понятие искренности именно в его позитивном смысле, выступает ключевым. К ним зачисляют позитивную, гуманистическую, экзистенциальную психологию, клиент-центрированную психотерапию. Акцент в этих подходах осуществляется на возможности положительного развития личности человека, на предположении о наличии неотъемлемого и общечеловеческого стремления к развитию, самосовершенствованию, гармоничному состоянию. В этом понимании быть искренним означает соответствовать себе во всех проявлениях, при этом имея ввиду блага других людей.  

 Эрик Фромм, писал: «Стремление к самореализации, к тому, чтобы найти себя, заниматься любимым делом, общаться с личностями которые приятны, открыто выбирать то, что считаешь «своим», в итоге чувствовать себя счастливым, но при этом не обязательно иметь много денег и влиятельные связи, является ИСКРЕННОСТЬЮ по отношению к себе.» [5].

Искренность говорит, что думает, но думает, что говорит. Бездумно выливать в мир все мысли, что в голову придёт – это почерк Бездумья. Не обращать внимания на реакцию окружающих – это признак невоспитанности, неадекватности и бестактности. Искренность с другими предполагает искренность с самим собой и для этого нужна смелость внутреннего взгляда на свои чувства.

Искренность – это прямое выражение переживаемых мыслей, отношений, эмоциональных состояний.

ИСКРЕННОСТЬ ЧАЩЕ ВСЕГО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЧУВСТВ, ОДНАКО ОНА МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ЗЛОСТИ И АГРЕССИИ, КОНФЛИКТ СОСТОИТ ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ЗДЕСЬ ЕЕ МОЖЕТ БЛОКИРОВАТЬ ЧУВСТВО ТАКТА, ВЕЖЛИВОСТИ И ВОСПИТАНИЯ.

Искренний — выражающий подлинные чувства; правдивый, откровенный.

Словарь С.И. Ожегова

Искренность – один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями с тем как они преподносятся

  • Искренность – это добродетель человека с чистой душой и благородным сердцем.
  • Искренность – это способность отказаться от обмана не только в социальной среде, но и наедине с самим собой.
  • Искренность – это способность человека открыто воспринимать все новое, что приносят ему люди и окружающий мир.
  • Искренность это ясность и четкость мыслей и непредвзятость взглядов человека.

В широком смысле понятие искренность, применимо как синоним честности, открытости и прямоты, откровенности, душевности, в узком для указания на конгруентность, аутентичность. Эти термины связаны с описанием состояния и поведения, при котором, мысли, чувства, отношения и внешние проявления человека являются согласованными, непротиворечивыми.

Мысли – об искренности и ее понятии, проявлении формируются в семейной среде и социуме.

Чувства – с которыми сталкивается человек при проявлении искренности самому и при проявлении другим. Чувства рядом с искренним — умиление, радость, внутреннее тепло, комфорт, желание находиться рядом.

Отношения – реакция на проявление искренности – позитивная (душевность), негативная (недоверие, высмеивание), равнодушие.

Внешние проявления — Открытый в разговоре, позах, развернутые к Вам руки, широко раскрытые глаза, появляется улыбка на лице, желание приблизиться, ком в горле, могут подходить слезы.

Эллен Руттен — профессор славянской литературы и культуры Университета Амстердама, руководитель исследовательского проекта «Sublime Imperfections» (2015–2020), в своей монографии «Советская риторика искренности», исследуя семантику и этимологию слова «Искренность»,  обнаружил следующие синонимы [1]:

Искренность – Подлинность
Искренность – Исповедь
Искренность – Честность
Искренность – Непосредственность
Искренность – Естественность
Искренность – Нравственная чистота
Искренность – Простота и Скромность
Искренность – Чистое самовыражение
Искренность – Верность самому себе

Взгляд на проявление и восприятие искренности с разных сторон:

  1. Искренность — как сила, ценность, достоинство — базируется на положительно сформированном опыте субъекта, в котором присутствует высокая степень самосознания, самоуважения и уважения к членам общества, подкреплены устойчивыми межличностными взаимоотношениями и верой в жизненные ценности, идеалы, порядочность.
  2. Искренность — как глупость, недостаток, опасность — характеризует искренность как проявление чрезмерной доверчивости, что считается глупостью в современном обществе, может расцениваться как угроза манипулирования объектом искренности, и поэтому считается недостатком. Ярким примером является сказочный персонаж Буратино, где он представлен наивным, глупым, доверчивым деревянным мальчиком.
  3. Искренность — как сиюминутный порыв, ослабление механизма самоконтроля — в данном варианте, субъект резко разграничивает личное пространство с межличностным. В него, обычно, входят члены семьи и очень близкие друзья, т.е. узкий круг людей, где искренность в отношениях является нормой поведения. В межличностной же сфере взаимоотношений, искренность со всеми членами социального окружения – расценивается как абсурд. Однако, поскольку изменчивая природа человека, иногда пересиливает контроль разума, искренность может проявляться как сиюминутный порыв под влиянием эмоций, алкоголя, аффекта. Искренность как слабость, безвольность, обесценивание наличия искренности.
  4. Искренность — как вызов, смелость, указывает на ассоциацию искренности с вызовом, брошенным обществу, протест навязанным правилам, традициям, уставам и потому, может расцениваться как смелость, противостояние индивида всему обществу или целой системе. Искренность – как нарциссическое оружие против других.
  5. Искренность – как манипулятивный инструмент для достижения поставленной цели.

Преимущества искренности:

  • Искренность несет освобождение – от лжи, лицемерия, двуличия.
  • Искренность даёт силы – для достижения единства мысли, чувств и выражения невербального, речевого.
  • Искренность даёт радость – от естественности поведения и неподдельности реакций.
  • Искренность даёт возможность – всегда оставаться самим собой.
  • Искренность даёт надежду – на понимание и поддержку.

УПРАЖНЕНИЕ — ЭКСПЕРИМЕНТ

немецкого невролога, психиатра и психотерапевта, основателя позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана:

Закройте глаза. Представьте, что Вы стоите на улице и перед Вами Дом. Как он выглядит? Есть ли стены, окна, двери? Открыты или закрыты? Из стекла, через которое льется в дом свет или на них плотные жалюзи? Есть ли крыша или дом под открытым небом?

Позитивные приобретения искреннего человека:

Благодаря искренности, мы можем оставаться самими собой, правдиво высказываться, выражать мысли и чувства такими, какими они являются на самом деле, без прикрас.

— Если присутствует искренность, то есть место доверию и безопасности.

Искренность располагает людей к вам. Лицемеры, лгуны, двуличные люди рискуют потерять свое настоящее «Я», потому что всегда ведут себя неестественно, прикидываются, говорят неправду, лицемерят.

Проблемы при проявлении искренности: 

Обязательно быть честным, в первую очередь с самим собой, не быть двуличным и не лукавить с окружающими тебя людьми.

– Ваша искренность не всегда может быть принята и иметь обратный эффект: злость другого в связи с невозможностью ответить взаимностью, завистью к такому предъявлению и др.

— Об искренности говорят чаще в позитивном ключе, хотя искренность может проявляться и негативном. Например, «искренне разозлился». Однако, агрессивное проявление не ведет к сомнениям проявления искренности. Поэтому, с негативной точки зрения рассматривать не имеет большого значения.

Неискренность в выражении позитивных чувств заключается в проявлении того, чего нет. И тогда говорят: «неискренний смех», неискренняя радость», «неискренняя улыбка».

Неискренность в выражении негативных чувств заключается в НЕпроявлении того, что есть. И в этом случае о том, что человек неискренен с вами, можно узнать очень и очень нескоро. Но рано или поздно невыраженные чувства дадут о себе знать. Однажды случается что-то, как правило, какая-то незначительная мелочь, которая становится последней каплей, переполнившей сосуд, в котором долгие годы хранились и подавлялись все накопленные и невысказанные чувства. И происходит взрыв.

Влияние семьи на формирование искренности:

Искренность – это заложенная генетически черта характера, чувство, с которым рождается каждый. В дальнейшем его сохранении и проявлении, будет влиять результат культурного воспитания человека. Больше искренности наблюдается благодаря религиозному воспитанию, где искренность поддерживается и культивируется. Огромную роль играет пример самих родителей. Искренность человека — незаменимое качество, которое очень легко потерять. Настоящая честность и искренность присуща детям. Но со временем, с возрастом, потеряв ее, придется приложить немалые усилия для того, чтобы обрести ее вновь.

Влияние социума:

Большое влияние оказывает общение с окружающим миром, и обязательно с «хорошими» людьми, то есть с такими, которые обладают этими качествами. Классике принадлежит также ведущая роль, литература и искусство воспитывают в человеке прекрасное.

Однако, жесткие рамки социальной среды, где стремление к власти, материальным благам, доминированию над другими, занимают лидирующие позиции приводят к тому, что искренность является слабым местом и подводит человека к смене ее на лицемерие – более безопасное проявление себя в обществе.

Так противоположностью искренности будет сокрытие истинного намерения, его маскировка, чтобы оно выглядело как другое, нечто правдоподобное и социально приемлемое.

Храмова Юлия в своей диссертации на данную тему, указывает, что «Рассматриваемая диада является социокультурным регулягивом, отражая, с одной стороны, нормы поведения, противоречащие нормам морали, но достаточно востребованные в условиях современной жизни, где приоритет ставится на успешную карьеру, власть и богатство, с другой стороны, отражая низкий уровень морали общества, его несовершенство, давление на индивида, признание искренности как редкого качества, ценности или глупости, что создает ситуацию конфликта рациональной рефлексии и эмоций. Таким образом, концептуальная диада «лицемерие -искренность» осмысляется на фоне осознанного стремления человека соответствовать высоким стандартам общественных требований, что налагает требование контролировать свое поведение и обусловливает переход от искренности к лицемерию».

Лицемер ассоциируется с образом хищника, тирана, о чем свидетельствуют многочисленные зооморфные, орнитологические образы. Лицемерие – это маска. Искренний человек ассоциируется с образом беззащитной жертвы. Искренность – освобождение от маски.

Как достичь искренности:

  • Вера. Религиозность пробуждает лучшие качества человека – в их число непременно входит искренность.
  • Чтение классической и духовной литературы. По-настоящему хорошая литература обращается к наиболее позитивным сторонам личности, призывая и приучая к искренности, правдивости и естественности.
  • Межличностное общение. Общаясь с людьми, которые являются образцом честности и искренности, человек воспитывает в себе эти добродетели.
  • Воспитание в семье. Родители, подающие детям пример искренности, и сами становятся более искренними.
  • Выбор среды в социуме. Общаться, находить среду имеющую ценность – искренность.
  • Самосовершенствование. Нужно научиться бороться с излишнией опасливостью, мягкостью, нерешительностью.  Развивая в себе самоуважение, человек приближается к искренности.

Откровенность – обнаженность мыслей, искренность — обнаженность чувств.

В результате исследования значения и понятийного определения слова «искренность», мы пришли к выводу, что искренность – это то, что заложено в нас генетически, развивается и проявляется в результате воспитания и поддержки в семейной системе или окружении в котором растет и развивается ребенок, а также в соответствии с социальной средой, в которой оказывается человек. Может проявляться в разных формах, конгруэнтно с внешними проявлениями: улыбка, в которой задействованы все мышцы лица, открытые позы тела (развернутые ладони) и т.д.

 

Список использованной литературы:

  1. О риторике искренности в «Никомаховой этике» см.: Markovits E.Op. cit.; о связанном с искренностью понятии парресии см. у того же автора (с. 68 и далее), а также в: Foucault M. Fearless Speech. Los Angeles, 2001.
  2. Определения и примеры раннего употребления см.: в Vasmer M.Russischesetymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1953. Vol. 1; Срезневский И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958; Бархударов С. Словарь русского языка XIXVII вв. М., 1979.
  3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с анг. и нем. / Носсрат Пезешкиан. — М.: Март, 1996. — 336с.
  4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная семейная психотерапия: пер. с нем. / Носсрат Пезешкиан. — М.: Медицина, 1996. — 464с.
  5. Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. — М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010.

Ссылка на Прещентацию: http://uandl.org/2018/06/03/psychology-of-insincerity/

 

Ваше сообщение отправлено. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.


Отправить заявку