«Ибо мы не смеем сопоставлять,
или сравнивать себя с теми,
которые сами себя выставляют: они
измеряют себя самими собою
и сравнивают себя с собою неразумно»
(2Кор. 10:12)
«Все познается в сравнении»
Ф.Ницше
Мир состоит из проекций. В психологии проекцией называют процесс, когда субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждения сообразно со своими интересами, способностями, привычками, длительными или мимолетными аффективными состояниями, ожиданиями, желаниями и пр. Подобная соотнесенность внутреннего и внешнего мира – это одно из открытий современной биологии и психологии, сделанное, прежде всего под воздействием гештальтпсихологии. Правдивость этого открытия можно проследить на всех уровнях поведения: животное выборочно реагирует в поле своего восприятия на некоторые особые стимулы, управляющие его поведением (например, если волка застрелил охотник, то стая, на любого человека с палкой, будут проецировать убийцу и опасность для жизни). Человек в хорошем расположении духа и приподнятом настроении будет видеть мир «сквозь розовые очки»; бизнесмен, будет рассматривать все отношения как товарно-договорные («профессиональная деформация восприятия»); покупатель, выбирающий себе машину, будет видеть в рекламах, телевидении, радио, журналах все про машину, а если знает какой марки и цвета, так только такие машины и станут его окружать («избирательная восприимчивость») и т.д.
З.Фрейд, много писал о разновидностях проекций, их сложностях, причинах и проявлениях. Смысл проекции, он описывал, как выброс вовне и отказ принять нечто в себе или быть чем-то. Часто многие показывают своим отношением, что они уподобляют одного человека другому: говорят, например, что она «проецирует» образ матери на свою преподавательницу. Или это происходит бессознательно, например, когда мужчина заботится о своей женщине, так как заботился бы отец: опекает ее, говорит что ей делать, куда ходить, что одевать, где отдыхать, контролирует ее, а все это из-за того, что у мужчины в детстве было недостаточно общения с отцом или вообще его не было. Субъект отожествляет себя с другими людьми или, напротив, других людей, одушевленных или неодушевленных существ, героев сказок, животных с самим собой. Например, как это описывали многие авторы, такие как Лафонтен, И.Крылов, О.Чюмина, Эзоп и др. в своих баснях.
На этом, мне бы хотелось приостановиться, так как нахожу идею проекции на животных очень увлекательной, интересной, ресурсной в познании себя, других, ценностей внутреннего мира и взаимодействия с внешним.
Волк — в мифологии, сказках, преданиях.
«Идет охота на волков…Наши ноги и челюсти быстры. Почему же – вожак, дай ответ – мы затравлено мчимся на выстрел и не пробуем через запрет?», так поется в известной, многими любимой песни. Волк — сильное, умное животное. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и о волчице (римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема; рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей и пр.). Множество преданий описывает волка вождем, вожаком, родоначальником, богом войны, оборотнем, спасителем и пр. Волк для многих народов являлся символом свирепости, кровожадности, хитрости и коварства, а для жителей средневековой Европы воплощением самого Дьявола. Однако, не мало народов олицетворяли в волке божественное существо – символ храбрости, верности, материнской заботливости, дружбы, постоянства, защиты и опеки.
Такая полярность мнений породила и биполярное отношение к этому животному. Мое отношение к волку, очень теплое, много восхищения этим животным, даже преклонения перед некоторыми его особенностями, о которых мне бы хотелось поразмышлять, и рассмотреть разные животные, сравнивая их с человеческими качествами, находя сходства и различия, позитивные и негативные стороны. И возможно, рефлексируя, взять что-то полезное.
Кто мы? Кто нам нравится? Какими хотим быть? Как медведь –сильными, как лисичка – хитрыми, как верблюд – выносливыми, как котик – ласковыми т.д. Выбираем сказочных героев, которые нам близки: Василиса Прекрасная – красивая, Василиса Премудрая – умная, Иван Царевич – смелый и т.д. В нас воспитывают это с детства. Еще с детских утренников и вечеров, где мы были: принцессами, котятами, зайчиками, снежинками, мышатами, медвежатами и даже волками. Рассказывают нам про негативные и позитивные роли. Например, из сказок, мы знаем, что кот может помогать (Кот в сапогах), а иногда наоборот (Кот – Баюн — людоед и хитрец). Серый волк — злой, страшный, кусает за бочок и ест бабушек. А на самом деле это не совсем так. Например, в сказке «Про Ивана – царевича и серого волка», волк спасал героя, заботился о нем. А в реальности, это очень верное, сильное и преданное животное.
Уважение к старшим, забота о младших.
Волки стайные животные и живут по законам иерархии, где один правит другими (как у людей есть глава семьи). Они уважают и подчиняются старшим. Эту особенность воспитывали и в нас, старшего поколения. То, что мы пытаемся передать нашим детям: уважать, уступать место старшим, помогать, слушаться, быть вежливыми, во многих семьях до сих пор родителей называют на ВЫ. К сожалению, это становится редкостью в нашем обществе, среди молодежи. Все реже приходят в гости, звонят родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам, братьям, дядям и тетям, часто перестают общаться, забывая или игнорируя их. Волки же очень ценят и любят свою стаю, свою семью. Чужаков в нее практически не принимают, если умирает самка и остаются щенки, то они не будут обделены любовью и не почувствуют одиночества, так как тетки обязательно возьмут над ними шефство, опеку и воспитание. У них не может быть по-другому. У человека, к сожалению, бывает. Когда «матери» выбрасывают своих детей, отдают в интернат, отказываются в роддоме от своих младенцев, будучи здоровыми и живыми. И эта реальность, которая существует, НО которую в наших силах изменить. Как в сказках меняется Царевна-лягушка на Василису Прекрасную, Гадкий Утенок на Прекрасного Лебедя, Чудовище в Прекрасного Принца и т.д., так и в жизни не стоит бояться перемен, нужно пробовать, главное — желание.
Здоровая иерархия – залог порядка, гармонии, стабильности.
Волки охотятся все вместе. Окружают свою добычу, сигнализируя друг другу, и загоняют на притаившихся собратьев или на участки (глубокий снег, лед), где ее легче взять. А значит, действуют сообща. Поговорка «Человек человеку волк» не справедлива, так как волки в стае ведут себя очень дружелюбно, и в отношениях царит строгий порядок. У человека, к сожалению, не так. Между людьми существуют жестокие отношения. Враждебность, ссоры, нападения, агрессия, драки в стае волков редки, чего не скажешь про людей. При выяснении доминирования у волков есть одна особенность. Если один волк чувствует в схватке, что слабее другого, он подставляет яремную вену, при укусе которой, может наступить моментальная смерть. Чем показывает признание силы и дальнейшую преданность. Интересно, что в стае есть признанные лидеры и подчиненные, и это не поддается сомнению. А — самец, является настоящим лидером в стае. Обычно, это крупный, матерый волк, который дружелюбно относится ко всем членам стаи, но исключительно агрессивно встречает чужаков. А – самка для а – самца, как у нас говорят, муж – голова, жена – шея, куда шея повернет, туда муж и посмотрит. Она может иногда, брать на себя ответственность за принятие важных решений. Шон Эллис, человек, живший среди волков, писал об этом так: «Трое из четверых волков приняли меня. Оставалась альфа-волчица, и ее слово оказалось решающим, но это нисколько не уменьшало моих успехов. С наступлением ночи я вернулся туда, где обычно спал по ночам. Если бы все они приняли меня, я бы, наверное, отважился последовать за стаей в лес. Но поскольку этого не произошло, находиться в темноте на их территории было небезопасно. Я побаивался гнева волчицы». Дальше по рангу идет б–самец, наиболее вероятный приемник а-самца (сын или брат а-самца, или а-самки. Низкоранговые члены стаи, участвуют в коллективных охотах и у них шансы оставить потомство весьма ограничены, так как либо долго ждать своей очереди в иерархической лестнице, либо выходить в новую стаю и претендовать на лидирующее положение. У низкоранговых самок сходное положение, но они более зависимы и испытывают на себе сильный пресс а-самки. Благодаря взаимопониманию членов стаи в ней поддерживается гармония и дружеские отношения играют огромную роль в сплочении стаи. Волки редко меняют власть, лишь в особых случаях. Людям, которые пытаются управлять своими семьями, обществом, страной, государством, однозначно, есть чему поучиться в этом месте у волков. Уважение лидера, следование строгой иерархии, любовь, забота, действие сообща, все это основные составные спокойного, без конфликтного сосуществования. Конечно, это зависит и от того, в какой среде, семье, «стае», с какими семейными правилами и постулатами ты родился и воспитывался (Маугли тому пример).
Моногамность – как ценность проживания опыта стабильности и ресурс познания себя.
Хотелось бы сказать, о важной особенности у волков, которая очень мне импонирует. Волки – моногамные животные. Их чувства сильны и определенны: если уж волк Х полюбил волка Y, то он любит именно Y, а отнюдь не всех волков на свете. Если одного из пары убивают, то этот волк остается одиноким до конца своей жизни, не сойдясь больше не с одной самкой. У человека, такое понятие существовало в советские времена, когда считалось, что замуж нужно выходить девственницей и один раз на всю жизнь, у некоторых оно осталось до сих пор. Православная религия также поддерживает и проповедует это правило.
Я много раз слышала рассказы от охотников о преданности волков своей паре. Одна история, помню, тронула меня в самое сердце. Шла охота на волков с вертолета. Напали на след стаи. Вычислили. Охотник стреляет в волчицу. Стая разбегается. Вертолет снижается. И вдруг…Матерый волк бросается к убитой волчице, накрывая ее своим телом…Последовал второй точный выстрел.
«Псы волчицу взяли в тесный круг,
И в спину подло свои клыки вонзали.
От волчьей смелости пытаясь побороть испуг,
Охотники добычу добивали.
А человек за сценой наблюдал,
Ему хотелось крови и веселья,
Он ради смеха жизни клал
Без малой доли сожаленья.
Все лапы в кровь – матерый гнал по следу.
Душа кричала: «Только бы успеть!»
Он так хотел подобно ветру
К любимой на подмогу прилететь.
Но не успел…
Своею грудью он закрыл лишь тело
И белоснежный оголил отчаянно оскал.
Но, человек махнул рукой, снова стрельнуть приказал»
В любви, волки с нами похожи, так как человек способен испытывать сильные чувства, которые он может пронести через всю жизнь, и у волков это отличительная особенность их существования в паре. Однако, у людей, эта способность утрачивается в современном мире, а моногамность совсем стала не в моде. Почему? Что заставляет человека менять партнера? Неуверенность в себе или наоборот, самовлюбленность и нарциссизм, неудовлетворенность, азарт, интерес? Ведь практика показывает, что от добра добра не ищут. Часто меняя партнера и наивно надеясь, что с ним, другим, будет лучше, мы ошибаемся. Возможно, стоит, действительно притираться и не пытаться особо переделывать друг друга, принимать такими как есть, защищать, заботиться и любить. Прожить всю жизнь с одним человеком, зная, что другого не будет. В этом есть огромный интерес к проживанию заранее известной стабильности и возможности всю жизнь познавать себя в единственных отношениях. Человеку, в современной жизни, думаю, это сложно, но возможно, опять же, было бы желание. Одна моя знакомая, энергичная, молодая женщина, рассказывала, что на протяжении многих лет, «училась» быть в верности похожей на волчицу и называла себя ею. Для нее образ волчицы складывался из таких черт, как: холерик, нарцисична, смела, сильна, верна, вынослива, и в тоже время весела, игрива, любящая, заботливая, преданная. Может ей хотелось быть на нее похоже, поэтому, она проецировала волчицу на себя, понимая и осознавая сходства и различия между ними? Известно, что многим женщинам, приятно засматриваться на красивых, а кому умных мужчин, флиртовать с ними, рассказывать о себе, слушать восхищенные речи, принимать комплименты, подарки, внимание, все это повышает женскую самооценку. В этом мы с волками разные. И эта знакомая, в моменты приятных бесед, общения и соблазнения с мужчинами, говорила себе: «Стоп! Я — волчица!», как — будто одевала на себя ее шкуру, которая помогала ей остановиться. Она описывала, что после этого, испытывала прилив силы, уверенности в себе и проявления мыслей о моногамности, и о своем партнере, любимом человеке. С психологической точки зрения, это способ защиты от безудержных желаний, фантазий, поступков. Возможно. И это ее выбор. Сколько я ее знала, она всегда при этом оставалась верной своему партнеру, заботливой к своей семье, любящей, оберегающей и защищающей своих детей. И в этом у нее была схожесть с волками.
Для каждого из нас, бывает разная «шкура по вкусу», кому кошки, кому кролика, кому лисы, а кому царя зверей и соблазн ею воспользоваться велик. Это метафоричное сравнение, показывает нам одну из психологических защит, которая оказывается иногда полезной.
Одиночество – как свобода выбора.
«Особенностью человеческого существования, есть некая одинокость. И она для человека, как плата за индивидуальность. Желание входить во взаимоотношение, зависимость, это как отдавать свою индивидуальность за безопасность. Как будто, отдавая свою свободу за то, чтоб кто-то находился рядом», — говорила профессиональный гештальт – терапевт в одной из лекций. И, в процессе проживания уже в паре, часто, один подчиняется другому, забывая и теряя себя, свои желания, интересы и пр. Что приводит к агрессиям, протестам и ностальгии по свободе. Как среди людей есть холостяки, отшельники, дауншифтеры, так и у волков есть одиночки, так называемые нетерриториальные волки, в основном не ужившиеся почему-либо в стае. Они не размножаются, не охраняют и не метят участки. Они стараются избегать встреч со стайными волками и бродят на ничейных территориях, часто вблизи селений или на окраинах участков стай. Их не принимают, преследуют и нагоняют стаи. И в этом много грусти, печали и отверженности. Возможно, читая, Вы можете, узнать себя. И для Вас, одиночество выступает, как замкнутость, депрессия, брошенность, ненужность и безнадежность. Однако, в одиночестве есть много полезного и хорошего. Думаю, многие любят, иногда, проводить время в одиночестве. Подумать, почитать, помечтать лежа на диване и ничего не делая, отдохнуть, порисовать, повязать, посмотреть фильмы, покушать, вообщем, заняться любимым делом, и чтоб никто не мешал. Часто, в одиночестве, мы находим ответы на свои вопросы, у нас появляются финансовые, карьерные, личные, творческие планы, идеи их реализации, и многое становится на свои места. Одиночество, возможно, как ресурс, как подзарядка для активного движения вперед.
Анализируя систему социального взаимодействия у волков, получается три группы.
— Лидер – стоит на вверху иерархической лестницы. Умеющий управляющий другими, сильный, авторитетный, смелый, харизматичный, ответственный, нарцисичный, дружелюбный к своим, агрессивный к чужим.
— Подчиненный – стоит посередине иерархической лестницы. Исполнительный, нерешительный, самостоятельный, дерзкий, послушный, непостоянный.
— Одиночка – стоит внизу иерархической лестницы. Независимый, самостоятельный, свободный, часто больной, отвергнутый, изгнанный, неприкаянный, потерянный.
Во многом люди похожи с волками, однако основная особенность, которая отличает людей от животных, это способность к коммуникации и ведении диалога, интеллект. У людей всегда есть выбор, какой путь выбирать, что делать, как себя вести, менять свой выбор, осознавать его и выбирать снова. Это прекрасная возможность, о которой не стоит забывать. Также могут складываться разные обстоятельства, которые заставляют менять и осваивать новые роли.
«Кто мы? Люди!»
Отвечая на вопрос: «Кто мы?», конечно же я отвечу: «Люди». Разные: добрые, милосердные, жестокие, злые, наивные, трусливые, смелые, дерзкие, хитрые, верные, предатели, красивые, уродливые, веселые, агрессивные, умные, глупые и т.д. Но, совокупность отдельных черт характера, привычек, воспитания, проявлений, поступков, часто напоминает поведение животных. На протяжении веков, мы многому учились и перенимали у них, а они у нас. Правда, у животных, есть к чему стоит присмотреться, сравнить, осознать и попробовать найти что-то полезное для себя. Возможно, не каждый из нас, сразу может быть лидером, как у животных, лев — царь зверей. Но и царю зверей сложно охотиться без львиц, а волку а-самцу — без «подчиненных». «Короля делает свита». Главное — взаимодействие, поддержка, смелость и желание делать выбор. Все в наших лапах, ой, руках!
Если Вы, фокусируетесь на своих слабостях, Вы можете превратиться в кролика, а если на своих возможностях, то в царя зверей.
Главное не забывайте про свои чувства, эмоции и переживания, они могут быть Вашим путеводителем и помощником в выборе и принятии верных решений. Закройте глаза, прислушайтесь к себе, ощутите всем телом зов Вашего сердца, и вперед! Будьте самими собой и принимайте себя такими, какие Вы есть. Вам это идет!
С уважением, Арефния Светлана.
Список использованной литературы:
1.Шон Эллис *В соавторстве с Пенни Джунор) «Свой среди волков»
2.З.Фрейд Введение в психоанализ
3.З.Фрейд Психология бессознательного
4.»Волки. Мифы и легенды», Клод-Катрин Рагаш, Франсисс Филипп
Ваше сообщение отправлено. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.